Уважаемые
родители,
знали ли Вы, что период адаптации ребенка
к школе длится от 2-3 недель до полугода?
А Ваш ребенок уже адаптировался к новым условиям? Что же
такое адаптация и как «преодолеть» успешно?
Адаптация
к школе
- это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый
первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников
приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим,
дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были
самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно
напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы
приспособиться к ним, нужны силы и время.
В описании
каждого уровня адаптации будут
выделены возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.
1. Высокий
уровень адаптации(56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев
обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал
усваивает легко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные
задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет
поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной
учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний
уровень адаптации(30%) имеет длительный период адаптации. Первоклассник
положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных
переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и
наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает
типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний
взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно,
дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий
уровень адаптации(14%) дети у которых социально-психологическая адаптация
связана со значительными трудностями. Первоклассник отрицательно относится к
школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается
фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении
самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться не
регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и
побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и
внимание при удлиненных паузах для отдыха,
для понимания нового и решения задач по
образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей;
общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких
друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».
Таким
образом,
в силу возрастных особенностей
первоклассники 6 летнего возраста могут достигнуть только среднего
уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом
учебного процесса и психологической поддержки.
Как помочь?
Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:
·
загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести
к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает
и умеет);
·
резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен
сам мыть посуду" и т.д.)
В первые недели обучения первоклассника
в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
·
Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок.
Очень полезно ребенка просто послушать.
·
Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно
считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит
его проблемы.
·
Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации
к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном
месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
·
Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное
стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку
почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
·
Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это
приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению
самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его
прежними достижениями.
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем
или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может
оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством
на работе.
Успех адаптации в школе во многом зависит
от родителей, а учителя и психологи являются помощниками.
Оксана Николаевна Крапивина
педагог-психолог МБОУ СОШ №5 г. Бердск
Комментариев нет:
Отправить комментарий